В 2020 году свой 30 юбилей празднуют четыре филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Вятское, Кировское, Моркинское и Пильнинское линейные производственные управления были созданы 18 сентября 1990 года приказом ПО «Волготрансгаз».

В начале 90-х годов, несмотря на кардинальные экономические и политические преобразования, развитие газотранспортной системы шло значительными темпами. В 1990 году завершается строительство магистрального газопровода «Починки-Ярославль», продолжается строительство магистральных газопроводов «Ямбург-Тула I» и «Ямбург-Тула II», расширяется сеть газопроводов-отводов и газораспределительных станций, а значит и зона ответственности предприятия.

Молодым, только что созданным ЛПУ необходимо было в кратчайшие сроки наладить свою работу и включиться в процесс надёжной и бесперебойной транспортировки газа. Ветераны предприятия вспоминают те годы с ностальгией, грустью и некоторым удивлением: какие трудности им приходилось преодолевать, чтобы строить и развивать газотранспортную систему России.

Ноябрь, Морки, строительство КС "Ямбург-Тула-1". 1987 год.

Ноябрь, Морки, строительство КС «Ямбург-Тула-1». 1987 год.

Краев Валентин Викторович, в 1990 году мастер, затем начальник линейно-эксплуатационной службы Моркинского филиала, в газовой промышленности более 30 лет:

Надо было сделать так, чтобы газ быстрее пошел на Тулу. У нас в Морках ничего не было. Не было базы, машина одна была, на которой мы все ездили и на обед, и на трассу. Справлялись. Это потом нам дали машины и работать стало легче… …Работники у нас были отличные: Саксонов, Камаев, Емельянов, Павлов, Поляков… Все они отлично работали. Вот такой даже случай был: делали мы огневые в районе Звенигова весной, раскопали траншею, а кругом болото, вода льется со всех сторон, экскаватор не успевает отчерпывать, а надо заварить, и вот Николай Саксонов, лежа в воде, варил «потолок». Вылез оттуда мокрый, а еще снег кругом, холодно… вот потому-то у него сейчас суставы отказали… А таких случаев было море…

Удивительные истории о героизме сотрудников предприятия, интересные, порой неожиданные и даже смешные случаи есть в копилке у каждого ветерана. А уж если человек проработал в газовой отрасли без малого 45 лет — и подавно!

Ноябрь, Морки, строительство КС. 1987 год.

Ноябрь, Морки, строительство КС. 1987 год.

Горюнов Владимир Федорович проработал в должности главного инженера Кировского ЛПУМГ с 1992 по 2013 год. Он искренне гордится работой на предприятии и тем, что удалось сделать за эти годы:

— Мы газифицировали Кировскую область. В 90-е годы было газифицировано только 17%, сейчас мы подняли этот показатель до 40%! 13 ГРСок пустили.

Сейчас дефицит голубого топлива в Кировской области практически не ощущается. Построены газопроводы «Вятское-Киров», «Оханск-Киров», а в те недалекие годы ситуация была критическая. Необходимо было строить газопроводы, протаскивать нитки магистралей через леса, болота и реки. Вот как раз о таком случае вспомнил наш собеседник:

— Одной из важнейших задач было перейти Вятку. Газа области не хватало… А пройти через Вятку это очень дорого. Две нитки переходить надо. Приехали москвичи и говорят: «…О, речка Вятка? Да мы ее за неделю пройдем. Мы и Ангару проходили и Енисей..», а они не знали, что наша Вятка — это коварная речка. И вот они уперлись куда-то в гранит. Два года мы проходили через Вятку. Они через Енисей за полгода прошли. А здесь — никак. Время потеряли, очень много времени. Но все-равно прошли. Это было грандиозное мероприятие. Потому что мы можем теперь в любое время с этой стороны подать газ, и город не остановится, — уверен Владимир Федорович.

Сегодня многие сотрудники филиалов за большой личный вклад в становление и развитие газовой промышленности, долголетний и добросовестный труд отмечены наградами Российской Федерации, наградами ПАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород». Но тогда, в начале 90-х, до наград было еще далеко. Зачастую работники приходили на предприятие без специального образования. И уже здесь «вырастали» в крепких профессионалов ­— настоящих газовиков.

Пильнинское ЛПУ, строительство подъездной дороги к КС-23. 1988 год.

Пильнинское ЛПУ, строительство подъездной дороги к КС-23. 1988 год.

Виктор Анатольевич Кузнецов трудится в Пильнинском ЛПУМГ практически с момента его основания. Большую часть трудового пути он прошел в должности сменного инженера-диспетчера (диспетчер с 2015 года).

— Нам было сложно из-за того, что мы многого не знали и не понимали. А руководителям было сложно, потому что они как раз понимали всю сложность. Персонал был малоквалифицирован, ведь все поднимали с нуля. Понятия не имели, что такое газ. В этом и заключалась сложность, что все было впервые. Это мы сейчас знаем и понимаем, что и как, а в то время мы были, как слепые котята. Но у нас было огромное желание работать.

Михаил Михайлович Григорович — главный инженер тогда, как-то, по прошествии пяти лет сказал: «Ну теперь я могу спать спокойно». Это про нас — сменных инженеров. Ну вот если основываться на его высказывании, то за пять лет из нас получились сменные инженеры.

Трудностей было много: не хватало комплектующих, транспорта, топлива, помещений. Небольшие коллективы ютились в одной-двух комнатах или прямо вагончиках на промплощадках. Тут же обслуживали и ремонтировали технику: производственно-техническую базу приходилось создавать практически с нуля. Но кроме технических и бытовых трудностей на производстве, люди сталкивалась и с другими проблемами. В период экономических потрясений начала девяностых на предприятии перестали выдавать зарплату деньгами. Потому что они обесценились. Чтобы выжить в буре реформ было принято решение ввести свои собственные деньги. На них можно было поесть в столовой и приобрести продукцию совхозов, которые в те годы вошли в состав «Волготрансгаза».

Татьяна Павловна Ларионова, проработала на предприятии более 20 лет, в 1990 году она пришла в филиал лаборантом, затем стала заведующей лабораторией химического анализа КС «Моркинская». О событиях начала 90-х она вспоминает так:

— Было и тяжелое время. По полгода зарплату не получали, ждали, когда вертолет прилетит. Тогда у нас еще свои деньги бумажные были. Помню, поехали сдавать годовой отчет в Нижний Новгород. Еле доехали, машина неисправна была, холодно было. Автобусы проезжают в Нижний Новгород, а мы поехать на них не можем: ни копейки денег нет, только свои («Волготрансгаза») бумажные деньги. В Нижнем на эти бумажные деньги мы ели в своей столовой, общежитие тоже свое… но все выдержали.

Сегодня трудности первых лет остались далеко в прошлом. Наши «тридцатилетние» коллективы обслуживают компрессорные станции и газопроводы, по которым газ поступает в Российские регионы и Западную Европу. Тридцать лет успешной работы филиалов — это время, которым можно гордиться. Особенно ценно, что газовики, которые стояли у истоков филиалов, сумели воспитать себе достойную смену. Они уверены: предприятие остается в надежных руках!

Харис Аглутдинович Саляхов работал с первых дней основания Вятского ЛПУМГ филиала сначала машинистом, а уже через год стал сменным инженером технологических компрессоров.

— В настоящее время оборудование филиала находится в надежных руках, грамотные и ответственные специалисты обеспечивают транспорт газа. Я уверен в высоких успехах предприятия. Молодому поколению желаю сохранить и преумножать те результаты, которых мы достигли!

Вятка, Агрегаты компрессорного цеха Ямбург-Тула-2.

Вятка, Агрегаты компрессорного цеха Ямбург-Тула-2.

Справка


ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» — 100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром», транспортирующее газ потребителям 15 регионов в Приволжском и Центральном федеральных округах Российской Федерации.

Газотранспортная система Общества включает в себя более 13 тыс. км магистральных газопроводов.

В составе Общества 24 филиала, в том числе 16 линейно-производственных управлений, Инженерно-технический центр, Управление аварийно-восстановительных работ, Управление материально-технического снабжения и комплектации, Управление технологического транспорта и специальной техники и Учебно-производственный центр.

В компании действует система экологического менеджмента ISO 14001:2015. Коллектив предприятия насчитывает около десяти с половиной тысяч работников. Головной офис расположен в Нижнем Новгороде.